Опыт работы по профессиональной ориентации молодёжи в условиях библиотек ГУК «Бешенковичская ЦБС»

   Библиотечным обслуживанием жителей Бешенковичского района занимается государственное учреждение культуры «Бешенковичская централизованная библиотечная система». ГУК «Бешенковичская ЦБС» состоит из тринадцати учреждений: центральная районная библиотека, детская районная библиотека, горпоселковая библиотека, две сельские библиотеки-клуба и восемь сельских библиотек филиалов. 
 Ежегодно читателями становятся свыше девяти тысяч человек, которые посещают библиотеки свыше 97 тысяч раз и прочитывают около 149 тысяч изданий. Совокупный фонд системы на 01.07.2019 года составил 173 184 экз. изданий разных видов (книги, периодика, электронные документы, изо материалы и т.д.). 
 Кроме обслуживания книгой, библиотеки ставят перед собой ряд других задач, среди которых и профориентационная работа.
  Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодику. Особенно значительна роль в оказании профориентационной помощи молодёжи в небольших городках и сельской местности. Здесь библиотеки практически единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинг профессий на рынке труда.
  В своей работе по данному направлению библиотеки ставят перед собой следующие задачи:
- формировать фонд и справочно-библиографический аппарат;
- познакомить юных читателей с миром профессий;
- организовать встречи с интересными людьми разных профессий.
  Формы и методы работы самые разные: книжные выставки, выставки-просмотры, обзоры литературы, беседы, информационные часы, презентации, круглые столы, дни информации, видеочасы, встречи и т.д.
Очень большую роль играет создание информационного пространства. Вышедшие десятки лет назад книги зачастую дезинформируют молодёжь, ведь многие из них посвящены профессиям, ушедшим из современного мира. Задача библиотек дать максимум информации, знаний о современных профессиях и их востребованности в регионе и в стране в целом. 
В каждой библиотеке оформлены тематические полки, книжные выставки:
- «Мир в радуге профессий» (Политотдельская с. б.);
- «Самая трудная профессия быть человеком» (Задорожская с. б.);

- «Выбирая профессию – выбираешь судьбу» (ЦРБ)

Собираются тематические папки, пресс-досье:
- «Ваш ребёночек подрос, где учиться – вот вопрос» (Улльская с. б.);
- «Путёвка в жизнь: образование, профессия, карьера» (Улльская с. б.);
- «Новое время – новые профессии» (Задорожская с. б.).

 Важное направление в работе по профориентации – массовая работа.

 

Библиотекарь Задорожской сельской библиотеки для своих юных читателей подготовила информ-площадку «Время даром не теряй, кем ты будешь выбирай». 

 

       

 Читатели Островенской сельской библиотеки приняли участие в  интерактивном часе «Куда пойти со школьного двора». Целью мероприятия было познакомить учащихся с огромным количеством профессий, о которых школьники практически не имеют информации. 
 Библиотекарь рассказала участникам мероприятия о многообразии профессий и их важности для людей. В ходе общения ребята отгадывали загадки, собирали пословицы, разгадывали кроссворд о профессиях, собирали из букв названия профессий
  Помочь профессиональному самоопределению школьников райцентра призван был день профориентации «От мечты к профессии», который прошёл в центральной районной библиотеке.  
 Информационный час «Будущее выбираю сегодня» проведён в Дроздовской сельской библиотеке. Читателей-школьников Политотдельской библиотеки пригласили на урок профориентации «У порога жизненного пути». Целью которого было расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
 Каждое мероприятие носит информационно – рекомендательный характер. Ведь сейчас рынок труда претерпевает значительные изменения, появляются новые, качественно изменяются давно знакомые нам профессии. Об этом идёт речь на многих мероприятиях:
- час-предложение «Куда и на кого пойти учиться? Профессии современности и будущего» (Островенская с. б.);
- информационно-познавательный час «Хит-парад профессий» (Бочейковская с. б. им. Б. П. Бележенко); 
- видеочас «Новомодные профессии» (РДБ);
 
- беседа «О профессиях разных, нужных и важных» (Синицкая библиотека-клуб);
- урок профориентации «Десять самых международных профессий» (Политотдельская с. б.).

  План мероприятий по профориентации в библиотеке обязательно включает в себя и практические формы профессионального просвещения. К таковым относятся самые разнообразные конкурсы и игры. Они могут планироваться в виде самостоятельных мероприятий, например конкурса лучшего по профессии, или включаться как составная часть сценария тематических вечеров. Игры относятся к самым активным формам просвещения. Играя, школьники примеряют на себя профессиональные обязанности, порой всерьез выполняя их отдельные элементы. Так библиотекарь Синицкой сельской библиотеки – клуба подготовила и провела познавательную игру «Мы в профессии играем». А в детской районной библиотеке уже стало традицией ко Дню библиотек проводить дни самоуправления, когда дети выступают в роли библиотекарей.

 
     

  После того как в библиотеке прошло мероприятие по профориентации, экскурсия закрепит полученную информацию. Экскурсии могут быть обзорными, дополняющимися небольшими беседами с персоналом, работающим на каждом участке, или тематическими. Последние проводятся школой по разработанному плану согласно темам учебных предметов. Районная детская библиотека стала инициатором экскурсии на хлебозавод, идею поддержала и школа. В результате ребята получили массу впечатлений и полезной информации.

  

     Профориентация является эффективной в том случае, если она ведется постоянно, целенаправленная работа библиотек среди молодого поколения даёт им возможность определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться в жизни, сделать первые шаги по достижению главной цели жизни.

                                            
                                                                                                                                                                  О. А. Капойко, методист отд. маркетинга