ПРАВИЛА
пользования библиотеками государственного учреждения культуры
«Бешенковичская централизованная библиотечная система»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила пользования библиотеками государственного учреждения культуры «Бешенковичская централизованная библиотечная система» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом государственного учреждения культуры «Бешенковичская централизованная библиотечная система» и регламентируют взаимоотношения библиотек государственного учреждения культуры «Бешенковичская централизованная библиотечная система» и их пользователей в процессе библиотечного, информационного и социокультурного обслуживания пользователей.
2. Бешенковичская центральная районная библиотека является координационным и методическим центром сети библиотек Бешенковичского района. Информационные ресурсы библиотек являются общедоступными.
3. Право пользования информационными ресурсами библиотек предоставляется юридическим лицам, гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
4. Библиотеки обеспечивают библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в читальных залах, отделе абонемента и МБА, путем виртуального обслуживания.
5. Библиотеки обеспечивают социокультурное обслуживание пользователей через разнообразные формы работы.
6. Библиотеки оказывают пользователям основные услуги:
- предоставление полной информации о составе фондов и информационных ресурсах библиотеки;
- консультационную помощь в поиске источников информации;
- выдачу документов из фондов библиотек для временного пользования;
- выдачу документов или их копий по межбиблиотечному абонементу;
- предоставление доступа к электронным информационным ресурсам.
Библиотеки оказывают другие виды услуг, в том числе платные.
ГЛАВА2
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
- 7. Для регистрации в качестве пользователя библиотеками гражданин должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Сообщить необходимые сведения для оформления регистрационных форм, определенных (утвержденных) библиотеками, ознакомиться с настоящими Правилами и подтвердить согласие на их соблюдение личной подписью.
- обслуживание пользователей на абонементе библиотек осуществляется по месту регистрации, месту жительства (нахождения), работы (службы), учёбы, отдыха;
- в тех случаях, когда читатель берет книги для членов своей семьи, на каждого из них заполняется формуляр читателя, на обороте которого член семьи указывает: «Поручаю брать книги (такому-то). Дата. Подпись».
8. Регистрация несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в качестве пользователей библиотек производится с письменного согласия законных представителей. Читатели, не достигшие 14 лет, записываются в библиотеки по письменной просьбе родителей или учебного заведения.
9. Пользователь должен ознакомиться с данными Правилами и засвидетельствовать согласие по их выполнению личной подписью. Несовершеннолетние подтверждают согласие личной подписью с 4 класса.
10. Регистрация коллективных пользователей (юридических лиц) осуществляется на основании договора, определяющего порядок предоставления информационно-библиотечных услуг.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
11. Пользователю предоставляется возможность обращаться в библиотеки как путем непосредственного посещения, так и в режиме удаленного доступа.
12. Выдача документов из фондов библиотек осуществляется пользователям библиотек по месту регистрации, месту жительства (нахождения), работы (службы), учебы (отдыха) в Бешенковичском районе сроком на 30 дней. На документы повышенного спроса срок выдачи может быть сокращен до 14 дней. Пользователи имеют права продлить срок пользования изданием при условии его предоставления и отсутствии запросов на него со стороны других пользователей.
Несовершеннолетние имеют право подтверждать получение документов из фондов библиотеки личной подписью с 4 класса.
13. Обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с данными Правилами и другими локальными нормативными актами библиотек, уточняющими взаимоотношения библиотек и пользователей.
14. При отсутствии необходимого документа в фондах библиотек пользователь имеет право оформить заказ на его получение из других библиотек через межбиблиотечный абонемент.
15. Выдача документов и предоставление платных услуг прекращается за 5 минут до закрытия библиотек.
16. В исключительных случаях (при проведении мероприятий государственного уровня, технологических сбоях комплекса информационно-технологических систем) библиотеки имеют право вносить изменения в режим работы. Информирование пользователей об изменениях осуществляется заранее через сайт и информационные стенды библиотек.
17. Виртуальное обслуживание пользователей осуществляется через сайт центральной районной библиотеки ( http://beshenkovichicbs.by).
ГЛАВА 4
ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
18. Пользователи библиотек имеют право:
- посещать библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
- получать во временное пользование документы из фондов библиотеки;
- получать полную информацию о документах из фондов библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования;
- получать консультационную помощь по поиску источников информации и заказу документов;
- получать доступ к национальным и мировым базам данных, информационным ресурсам Интернета;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу;
- бронировать документы на определенное время и продлевать срок пользования документом при отсутствии запросов со стороны других пользователей на данный момент;
- использовать в библиотеке личные технические средства на автономном питании без звуковых сигналов за исключением копировальных приборов (сканеров, аудио-, фото- и видеоаппаратуры), мобильных телефонов и других технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов и информации с экранов мониторов;
- проносить в библиотеку музыкальные инструменты в футлярах;
- посещать мероприятия и занятия, проводимые для пользователей в библиотеке;
- получать другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определен библиотекой и утвержден согласно законодательству Республики Беларусь;
- обращаться к руководству библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по вопросам, связанным с обслуживанием пользователей.
ГЛАВА 5
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
19. Пользователи библиотеками обязаны:
- выполнять данные, другие локальные нормативные акты библиотеки;
- придерживаться режима работы библиотеки;
- проходить ежегодную перерегистрацию пользователей в срок со 2 января каждого нового года. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются;
- предупреждать работников библиотеки о вносимых в библиотеку личных печатных материалах (книгах, журналах, газетах, учебно-методических материалах, изобразительных документах, нотах и других документах);
- бережно относиться к полученным в пользование документам и имуществу библиотеки; сообщать библиотекарю о выявлении повреждений в документе;
- сохранять тишину, порядок, чистоту в помещениях библиотеки;
- вежливо относиться к сотрудникам и посетителям библиотеки;
- в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и др.) исполнять требования сотрудников библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
20. Пользователям библиотек запрещается:
- выносить документы из читальных залов, а также полученные по МБА за пределы библиотеки;
- выносить документы в другие структурные подразделения без разрешения сотрудника библиотеки;
- вносить в библиотеку колющие и режущие предметы;
- проходить в библиотеку в неопрятном внешнем виде;
- посещать библиотеку в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических, психотропных, токсичных средств;
- входить в библиотеку с животными, за исключением пользователей с ослабленным зрением и лишенных зрения в сопровождении собаки-поводыря;
- осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты, писать на листах бумаги, положенных на документ, и т. д.);
- делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков;
- брать без разрешения документы, полученные другими пользователями;
- принимать еду и цветные напитки;
- выполнять системные операции в компьютерной сети библиотеки, переустанавливать программные средства, отключать от сети техническое оснащение, уничтожать и редактировать файлы, созданные другими пользователями;
- самовольно размещать в помещениях библиотек объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской, агитационной и рекламной деятельностью;
- нарушать общественный порядок, пользоваться средствами мобильной связи в библиотеке;
- курить в помещениях библиотеки.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
21. Пользователи библиотек, нанесшие вред документам или имуществу библиотек (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и др.), покрывают потерю согласно законодательству Республики Беларусь.
22. Пользователи, нарушающие общественный порядок, проявляют неуважение к сотрудникам и пользователям библиотек, несут ответственность, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.
23. За нарушение этих Правил пользователь может быть временно ограничен либо лишен доступа к информационным ресурсам подразделений обслуживания библиотеки.
ГЛАВА 7
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕК
24. Библиотеки имеют право:
- вносить дополнения и изменения в данные Правила в установленном порядке;
- определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним;
- определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь виды и размеры компенсации вреда, нанесенного пользователями;
- определять срок ограничения доступа к информационным ресурсам и услугам библиотек пользователям, нарушившим эти Правила.
25. Библиотеки обязаны:
- формировать информационные ресурсы, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области библиотечного дела и Уставом библиотеки;
- создавать благоприятные условия для работы пользователей в библиотеке;
- обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей;
- сохранять конфиденциальность сведений о пользователях;
- информировать пользователей о:
- дополнениях и изменениях, вносимых в эти Правила;
- изменениях в режиме работы библиотеки;
- видах услуг, предоставляемых библиотекой.